Федеральный проект «Формирование ЗОЖ» – ободряющая информация

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

7 августа 2017 года на сайте Правительства появилась информация об утверждении паспорта приоритетного федерального проекта «Формирование здорового образа жизни», который будет реализован в период 2017-2025 гг. Проект, наряду с другими, был рассмотрен на заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который проходил под председательством Д. Медевдева, еще 26 июля. government.ru/

Такие документы, как правило, готовятся без вынесения на широкое общественное обсуждение, поэтому о реальном их наполнении можно пока только догадываться. Тем не менее, по уже опубликованной информации можно делать кое-какие оценки и выводы.
1. Судя по целевым показателям и прописанным конечным результатам в паспорте программы, основное внимание будет уделяться вопросам снижения потребления алкогольных и табачных изделий, занятию физкультурой и спортом, правильному питанию, а также вопросам сохранения репродуктвиного здоровья (сокращение абортов) и повышению приверженности вакцинации. 
2. Основными инструментами реализации программы будут просветительские мероприятия с использованием системы образования, СМИ, социальной рекламы и проч. Хотя, скорее всего, в отношении алкогольных и табачных изделий будут реализованы и другие меры административного и экономического характера («Разработаны дополнительные меры, направленные на снижение потребления табачной и алкогольной продукции, электронных сигарет и кальянов»). 
3. Значительная часть средств в рамках программы будет предоставлена некоммерческим организациям, для чего будут разработаны дополнительные нормативные документы, а основной конкурс по реализации проектов будет проведен через год. 
4. В качестве целевых показателей по снижению потребления табачных изделий указана «распространенность потребления табака среди взрослого населения (%)». Базовый показатель – 32%. Ставится задача снижения с 30,5 % (в 2017 г.) до 27,0% к 2025 г. Соответствуют ли эти целевые показатели остроте проблемы? Например, в Великобритании сегодня показатель распространенности курения среди мужчин и женщин ниже 20%. Кроме того, почему-то отсутствует другой важный и объективный показатель – продажа и потребление табачных изделий (сигарет) в абсолютном выражении и на душу населения. 
5. По алкогольным изделиям целевые показатели обозначены, прямо скажем, «средние». Дело в том, что уже согласно «Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной 30.12.2009 г., к 2020 году уровень среднедушевого потребления алкогольных изделий в России должен сократиться на 55% от уровня 2009 года. Если исходить из озвученных тогда (Д. Медведевым) 18 литров этанола на душу населения, то сокращение на 55% к 2020 году, как раз и должно составить те самые 8 литров. Которые теперь предполагается достичь лишь к 2025 году. Правда, есть и еще один нюанс: идет ли речь о легально продаваемой продукции или же о всей, включая контрафакт, самогон и проч. В любом случае, сокращение потребления спиртного с текущих 10 литров, как указано в паспорте проекта, до 8 литров к 2025 году нельзя назвать амбициозной задачей. 
6. Вообще, не очень понятно, почему в проекте речь идет о 8 литрах этанола. Возможно, это связано с рекомендациями ВОЗ, в которых порог среднедушевого потребления в 8 литров обозначается как «опасный». Но это совершенно не означает, что «безопасным» является уровень потребления ниже 8 литров! Статистика всех социально значимых показателей (смертности, заболеваемости, преступности и проч.), связанных с употреблением алкогольных изделий, в последние годы в России, показывает устойчивое сокращение. И это связано, прежде всего, с сокращением объемов потребления спиртного. Это означает, что каждый литр снижения потребления алкоголя будет влечь сохранение тысяч жизней. Поэтому на 8 литрах останавливаться нельзя! Останется надеяться, что 8 литров – это уровень, «не выше которого». 
7. Судя по контрольным срокам реализации проекта, указанным в паспорте, к 1 октября 2017 года правительство РФ должно подготовить «первый пакет предложений нормативных правовых актов, направленных на введение дополнительных мер по снижению потребления табачной и алкогольной продукции». А к 1 февраля 2018 года должны быть приняты соответствующие «решения». Что это означает? Поправки в законы, регулирующие оборот алкогольных и табачных изделий, с направлением соответствующих проектов в Государственную думу? Действительно, в министерствах и ведомствах правительства РФ в настоящий момент продолжается подготовка, возможно – диаметрально противоположных предложений, по дальнейшим ограничениям. Отголоском такого противостояния является озвучивание предложения Минздрава РФ по прекращению продажи спиртного в выходные дни. Кстати, эта практика имеет место в странах Северной Европы. 
8. Пока нет возможности оценить содержание просветительских и пропагандистских материалов, направленных на формирование здорового образа жизни, прежде всего – по отношению к алкоголю и табаку. Можно отметить, что в паспорте проекта исчезли такие «анахронизмы», присутствующие в предыдущих документах, как «ЗЛОупотребление алкогольными изделиями». В то же время в комментарии к обсуждению проекта министра здравоохранения РФ В. Скворцовой, размещенного на сайте Правительства РФ, продолжает звучать тезис о «неумеренном потреблении» спиртного, предполагающий некую «норму» потребления. Поэтому будут ли эти материалы (фильмы, социальная реклама и проч.) ориентировать граждан на трезвость, как безалкогольный образ жизни, или же будут прививать «культуру пития», не известно. Можно быть уверенным, что вокруг этого принципиального вопроса еще будут происходить жаркие баталии. Связаны они не только с идеологией проекта, но и с тем, кто получит немалые средства на реализацию проектов: сторонники трезвого образа жизни или так называемые «культурнопитейщики». 
9. В значительной степени, идейное содержание проекта «Формирования здорового образа жизни» именно в части решения алкогольной проблемы будет определяться другим документом Минздрава РФ – «Концепцией стратегии здорового образа жизни», который пока еще окончательно не утвержден, и с нетерпением ожидается как общественностью, так и бизнес сообществом. 
10. В целом, в ближайшие годы в России будет происходить реализация очередного этапа антиалкогольной и антитабачной кампаний, которые могут существенно повлиять на все стороны жизни общества. Какой вариант, в итоге, будет реализован: радикальный или инерционный? Или же, вообще, произойдет откат в антиалкогольной и антитабачной политики, что имело место, например, в конце 80-х годов в СССР? Это будет зависеть от политической воли руководства страны, организованности общественности и сопротивления алкогольного и табачного лобби. 
11. При этом необходимо отметить, что реализация проектов по снижению алкогольного и табачного бремени происходит пока кулуарно, без широкого и открытого общественного сопровождения. Не существует ни федерального, ни региональных общественных советов, призванных сопровождать реализацию данных проектов и обеспечивать включение в процесс широкой общественности. Следствием этого, в частности, является отсутствие публичного, экспертного анализа эффективности принятых с 2009 года антиалкогольных мер. Это приводит к муссированию не объективных, научно установленных фактов и тенденций, а слухов, мнений неких, как правило – аффилированных с алкобизнесом, «экспертов». 
     Отсутствие таких общественных механизмов может существенно затруднить и даже сорвать успешную реализацию поставленных государственных задач.

Читайте также:  Предложения к проекту Концепции

 

Сергей Крупенько,

Информационно-методический центр «Трезвый город»,
Новосибирск, 
trez-gorod@ngs.ru, 952-914-59-31



     «Значительная часть средств в рамках программы будет предоставлена некоммерческим организациям», – это еще одна веская причина регистрировать региональные и местные трезвеннические организации. Надо не плакаться, что государство не финансирует трезвенническую деятельность, а использовать те каналы финансирования, которые государство предоставляет для общественных (некоммерческих) организаций. 
     Концепция стратегии здорового образа жизни», как и данная программа, еще не утверждены и наши предложения, при массовом их направлении в Минздрав, могут быть учтены в этих документах. Пишите
Г.И. Тарханов,

первый зам. председателя СБНТ

С уважением, секретарь Правления ОООО «Оптималист» Людмила Астахова
Наш сайт: www.optimalist-30.com Заходите чаще! Здесь вся информация!
 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.